Как закончился почти двухлетний политический кризис в Бельгии
Остановить прослушивание
Премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо
Премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо
Yves Herman/Reuters
Бельгия празднует завершение почти двухлетнего политического кризиса — после 653 дней правления временного кабмина в королевстве вновь появилось полноценное правительство. Новая правящая коалиция в парламенте сформировалась из семи фламандских и валлонских партий, получив название «Вивальди». Однако эксперты не уверены, что этот союз будет долговечным, так как в правительство не вошли самые популярные партии королевства — «Новый фламандский альянс» и «Фламандский интерес».
Петр Осколков,
создание коалиции «Вивальди» — не самый логичный вариант из всех возможных.
«Она не предоставляет место в правительстве крупнейшей парламентской партии Бельгии и одновременно крупнейшей партии Фландрии — «Новому фламандскому альянсу». Таким образом коалиция не получает большинства во фламандской части федерального парламента. Исходя из этого можно предположить, что существенная часть решений правительства не будет поддержана НФА, а также партией «Фламандский интерес». Это поднимает вопрос о долговечности коалиции и сформированного правительства», — отметил эксперт.
Скорее всего более предпочтительным было бы создание коалиции под названием «Аризона», продолжил Осколков, в нее вместо «зеленых» партий входил бы НФА, но в итоге этот сценарий не был реализован. Основная причина заключается в сопротивлении валлонских социалистов: архитекторы коалиции требовали включение обеих социалистических партий королевства.
Острая необходимость
Новое правительство в Бельгии было сформировано очень вовремя, учитывая, что в последнее время страна испытывала трудности из-за ограниченных полномочий временного кабмина. В особенности это проявилось на фоне пандемии коронавируса COVID-19, так как страна существовала без полноценного проекта бюджета.
Весной этого года, в период наиболее острого всплеска эпидемии, кабмину пришлось предоставить чрезвычайные полномочия, чтобы начать серьезную борьбу с распространением вируса на территории королевства. Однако это не закрыло вопрос с бюджетом, да и одна важная деталь осталась без возможности согласования — участие Бельгии в восстановлении экономики при поддержке Евросоюза.
Вероятно, это обстоятельство стало одной из главных причин усиления переговоров по выходу из политического кризиса в середине лета, когда ЕС уже предварительно согласовал создание фонда на €750 млрд для восстановления экономики стран объединения, пострадавшей во время пандемии. Поскольку временное правительство не имеет полномочий для утверждения соответствующей программы.
Интересный момент заключается в том, что новый кабмин был приведен к присяге 1 октября, одновременно с началом внепланового саммита ЕС, где лидеры стран объединения как раз обсудили вопросы, связанные с экономической поддержкой внутри Евросоюза.
Как отмечает ТАСС, немалую роль в столь резком завершении кризиса сыграл экс-премьер Бельгии, а ныне глава Евросовета Шарль Мишель. По версии источников агентства, политик оказывал неформальное давление на политические круги Бельгии для урегулирования политических проблем к саммиту ЕС — в особенности для участия страны в программе по спасению экономики.
Вопрос с формированием полноценного правительства, очевидно, требовал завершения, потому что не мог существовать постоянно, уверен Петр Осколков. Прошлый кабмин под управлением Софи Вильмес из «Реформаторского движения», пришедшей на смену Мишелю, в известной степени был так называемым правительством текущих дел.
«Вильмес официально принесла присягу как премьер-министр, но кабмин был наделен новыми полномочиями только в условиях коронакризиса. Правительство в любом случае воспринималось как временное, в нем существовали большие проблемы с принятием решений», — подчеркнул эксперт.
Вынужденный премьер
С учетом всех переменных главный вопрос для Бельгии заключается в том, как долго продержится новое правительство. Помимо противоречий с НФА и «Фламандским интересом», ему необходимо решить ряд важных проблем, в первую очередь социальных, которые до сих пор занимают первостепенное значение для бельгийского общества.
Немалая роль в этом отводится премьеру де Кроо, которому предстоит руководить кабмином составленным из семи партий.
44-летний политик стал первым фламандским премьером с 2011 года. При этом он свободно говорит на французском языке — что достаточно важно для главы правительства Бельгии.
К слову, де Кроо отчасти поспособствовал запуску прошлого политического коллапса в королевстве. Десять лет назад партия «Открытые фламандские либералы и демократы» под его руководством покинула правительство, что привело к его развалу. Впоследствии в течение 589 дней в стране действовало временное правительство.
Пока рано говорить, приведет ли де Кроо страну к новому политическому кризису. Как пишет Politico, его назначение выглядит скорее вынужденным. По словам обозревателя издания Барбары Моэнс, партия премьера занимает лишь четвертое место по популярности в коалиции, и более выгодной кандидатурой выглядел валлонский социалист Поль Магнетт — как представитель крупнейшей партии в «Вивальди». Однако кандидатура де Кроо устроила все партии, когда против Магнетта выступали валлонские либералы.
Впрочем, популярность партии лишь небольшая часть проблем нового премьера. По факту в правящей коалиции уже наметились ряд идеологических противоречий, которые де Кроо предстоит урегулировать для поддержания целостности системы. В частности, каждая из семи правящих партий внесла свой список желаний по бюджету: «зеленые» хотят больше денег на борьбу с климатом и отказ от атомной энергетики, социалисты требуют более высоких минимальных пенсий, а либералы стремятся избежать новых налогов.
С точки зрения Петра Осколкова, де Кроо — достаточно опытный политик, а его партия «Открытые фламандские либералы и демократы» обладает определенной популярностью в Бельгии — она как минимум несколько раз входила в правящую коалицию королевства. «Я бы не сказал, что фигура де Кроо выбрана неудачно», — резюмировал эксперт.