Бизнес-ланчи в ресторанах медленно сдают свои позиции
На смену бизнес-ланчам пришли завтраки
Несмотря на отмену режима самоизоляции, офисные работники и даже целые компании продолжают оставаться на «удаленке». Как следствие, деловые обеды в ресторанах, рассчитанные на сотрудников офисов поблизости, становятся менее востребованными и актуальными.
Во втором квартале 2020 года многие заведения уже не работали в обычном формате, а целевая аудитория отправилась работать домой. Снижение спроса на бизнес-ланчи повлекло рост цен. По данным исследования «2ГИС», опубликованного в конце июля, цены на бизнес-ланчи в российских ресторанах выросли. В Москве и Петербурге перемены не так заметны — прирост составил 1,9% и 3,4% соответственно, а вот в других городах-миллионниках обеденные предложения подорожали на 5–10%.
Некоторые рестораны сознательно отказываются от бизнес-ланча как обязательного элемента концепции. Меню составляется так, чтобы позиции были актуальны в любое время и на любой случай.
Фото: Getty Images
«При открытии ресторана мы изначально не ставили перед шеф-поваром задачу делать бизнес-ланчи. Блюда из меню планировались сытными и доступными по цене, чтобы гостям не нужно было ограничивать себя в выборе и времени. Подход «суп+салат+напиток» кажется нам немного скучным и устаревшим и думаем, что наша аудитория это разделяет»,— говорят совладельцы московского ресторана «ладо» Анна Павличенко и Станислав Захаров.
На доставке спад интереса к бизнес-ланчам пока не отразился. В Delivery Club отмечают, что в период самоизоляции люди действительно стали чаще заказывать еду домой, а не в офис, однако сейчас распределение между спальными и деловыми районами практически вернулось к докоронавирусным показателям. «Активные пользователи доставки, перешедшие на домашний режим, продолжали работать, поэтому паттерны их поведения чаще всего не менялись»,— сообщили в сервисе. Если же и наблюдаются некие всплески заказов в спальные районы, то в компании их связывают скорее с появлением на платформе большого числа новых ресторанов.
В то же время на фоне снижения популярности бизнес-ланчей растет спрос на доставку корпоративных обедов. Этим, в частности, занимаются и кейтеринговые компании, которые из-за сокращения заказов на обслуживание масштабных мероприятий вынуждены менять профиль. В сервисе Catery отмечают высокий спрос на доставку обедов в офисы и полагают, что в течение года направление обедов может достигнуть 25–30% оборота компании.
«Через сервис можно сделать групповой заказ комплексных обедов, завтраков и в том числе бизнес-ланчей. Доставку можно заказать как на один день, так и на неделю вперед, причем из разных заведений. Разнообразная еда для команды доставляется в условленное время. Такой формат доставки позволяет заранее спланировать время команды и не отвлекаться от рабочих процессов на переговоры о выборе кухни,— говорит исполнительный директор Catery Андрей Черепанов.— Учитывая, насколько важным становится эффективное управление своим временем, сервис доставки корпоративных обедов, при этом персонализированных (не одно и то же — всем), будет все более популярным».
Что же касается ресторанной альтернативы бизнес-ланчам, ей, вероятно, могут стать «долгие» завтраки. Нередко такие предложения включают не только традиционные каши и круассаны, но и более сытные позиции — супы, салаты, пасту. Популярный формат — завтраки-конструкторы, которые предполагают возможность собрать свое собственное блюдо.
Фото: Getty Images
«На смену бизнес-ланчам пришли завтраки, которые заказывают с самого раннего утра и до вечера, и воскресные бранчи как повод собраться с друзьями и позволить себе бокал игристого уже за завтраком, перетекающим в обед,— говорят Анна Павличенко и Станислав Захаров.— Для организации бранчей здорово коллаборироваться с дружественными командами — такая коммуникация между шефами и коммьюнити способствует появлению новых свежих идей».
К слову, эксперты отмечают и другую, психологическую причину постепенного отмирания бизнес-ланчей. Британский ресторанный обозреватель Джей Рейнер полагает, что бизнес-ланчи как бы обязывают людей обедать с коллегами и обсуждать работу, не получая при этом возможности расслабиться и даже съесть то, что действительно хочется. Поэтому бизнес-ланчи нуждаются в переменах. «Вот что я предлагаю,— пишет Рейнер.— Во-первых, вы больше не должны обедать с коллегами, которых на самом деле не знаете и не любите. Во-вторых, поскольку вы теперь будете есть с настоящим другом, вы должны обсудить рабочий вопрос до встречи, а не во время еды. В-третьих, слово «бизнес» должно быть удалено из названия. Теперь это просто обед, настоящий обед с бутылкой вина, десертом и неодобрительными взглядами со стороны других столов. Пойти на это — ваш экономический долг».