50-летний газопровод разошелся по швам: Украине пора резать ГТС
В Киевской области разгерметизировался магистральный газопровод, идущий на запад Украины, и произошел выброс газа. Эксперты отмечают, что пришло время утилизировать часть газотранспортной системы страны. Срок эксплуатации большей части уже истек, транзит российского газа упал и у оператора не хватит средств поддерживать ГТС, большая часть которой уже не нужна.
Ночью у поселка Чабаны под Киевом прорвало магистральный газопровод Киев — Запад Украины — 1 (КЗУ-1). «Как только диспетчеры получили сигнал о падении давления, участок газопровода, на котором произошла авария, отключили и локализовали утечку. Оперативно организовали соответствующие переключения на другие газопроводы, поэтому транспортировка газа потребителям не останавливалась», — сообщил «Оператор ГТС Украины». В компании уточнили, что по газопроводу поставляют топливо из добывающих регионов на востоке Украины (Шебелинское месторождение) в хранилища на западе страны и транзит российского газа не пострадал. Сам газопровод, состоящий из двух ниток, при этом не менее важен для страны, чем транзитные магистрали, так как две трети потребления газа Украина обеспечивает за счет внутренней добычи. Ожидается, что ремонт поврежденного участка газопровода займет 2−3 дня.
Авария на газопроводе КЗУ-1 — не первая. В 2017 году трубопровод разгерметизировался в Хмельницкой области. Еще чаще расходится по швам магистраль Уренгой — Помары — Ужгород, по которой идет основной транзит российского газа. Поэтому СМИ в начале сообщали, что авария произошла именно на этом газопроводе.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич отмечает, что на газопроводе Уренгой — Помары — Ужгород в Киевской области за последние десять лет фиксировали не менее четырех случаев разгерметизации.
Причина известна. Большая часть газотранспортной системы Украины изношена.
«На сегодня около 70% общей длины газопроводов и около 80% ГПА компрессорных станций отработали более 20 лет. Техническое состояние подземных хранилищ газа (ПХГ), отработавших с начала закачки газа в пласт от 20 до 44 лет, не удовлетворяет требованиям их эксплуатации», — говорилось еще в Концепции развития, модернизации и переоснащения ГТС Украины на 2009−2015 годы. А в этом году, например, КЗУ-1 справляет целый юбилей. Его ввели в эксплуатацию 50 лет назад.
При этом еще три года назад в «Нафтогазе Украины» отказались от реконструкции всей ГТС из-за того, что «Газпром» начал строительство «Северного потока — 2» и планировал снизить транзит газа через Украину. «…отказ от реализации отдельных проектов реконструкции линейной части магистральных газопроводов не позволит обеспечить в будущем надежное техническое состояние и безаварийную работу систем магистральных газопроводов: отвода на Венгрию, „Союза“, „Прогресса“, ШДО (Шебелинка—Днепр—Одесса), РИ (Раздельная—Измаил), ШДКРИ (Шебелинка—Днепр—Кривой Рог—Измаил»)», — говорилось в письме ПАО «Укртрансгаз» председателю правления «Нафтогаза Украины» Андрею Коболеву от 2 марта 2017 года.
Как отмечает Дмитрий Марунич, Украина вкладывает средства в отдельные части ГТС, но продолжает использовать всю систему. «Меньше всего внимания уделяется именно линейной части и к чему это приводит, мы видим», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий. По его словам, в этом году «Газпром» значительно снизил транзит и расходы оператора ГТС при использовании всей системы на каждый прокачанный кубометр только выросли.
«Пришло время утилизировать отдельные участки газопроводов, потому что Украине в таком виде ГТС уже не нужна», — отмечает эксперт.
Косвенно это подтверждал и гендиректор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон в январе этого года.
«У нас разработаны три сценария, — рассказывал он агентству „Интерфакс-украина“. — Первый — это нулевой сценарий, при котором необходимо отказаться от порядка 90% компрессорных станций (КС) и около 5 тыс. км избыточных газопроводов. Второй сценарий прописан для 30 млрд кубометров транзита, что фактически близко к 40 млрд кубометров на 2021−2024 годы (около 75−80% КС). Третий сценарий — на 60 млрд кубометров. Сейчас у нас уже есть понимание, что, скорее всего, будет, плюс-минус 40 млрд, и под эти мощности мы будем перестраивать систему. Это значит, что мы будем вкладывать в модернизацию только тех КС, которые будут использоваться, а остальные будем постепенно выводить из эксплуатации. Сейчас мы готовим технико-экономическое обоснование для оптимизации системы. Сами трубы выкапывать никто не будет, потому, что это экономически нецелесообразно. Затраты на их извлечение, рекультивация земли и т. д. не покрывают стоимость металла. В этих трубах будет снижено давление, соответственно, будут предъявляться меньшие требования по регламентным работам, реже нужно проводить диагностику».
Тем не менее на Украине продолжают использовать всю газотранспортную систему и еще должны найти средства на оптимизацию ГТС. Тем временем пятидесятилетние газопроводы продолжают расходиться по швам. «В общем, радости от этого мало, ибо несмотря на бравурные заявления руководства „Оператора ГТС Украины“ и „Нафтогаза“ успехи в работе пока достигнуты преимущественно в деле повышения личных доходов», — резюмирует сопредседатель Фонда энергетических стратегий.