Завершилась первая «Российская креативная неделя»
Пришло время креатива
В Москве прошли центральные события первой «Российской креативной недели», объединившей 14 креативных индустрий. Генеральным партнером программы форума стал фонд «Росконгресс». За семь дней состоялось более тысячи мероприятий по всей стране, основной же площадкой стал парк Горького в Москве, где прошли бизнес-форум, концерты, выставки, лекции, мастер-классы, паблик-токи и многое другое. «Коммерсантъ Стиль» рассказывает о том, что обсуждали на дискуссиях направления «Мода».
Сегодня креативные индустрии — быстрорастущее направление не только в мире, но и в России. Как заявила глава АСИ Светлана Чупшева, «доля креативных индустрий в экономике ряда крупных городов России приблизилась к показателям развитых стран Европы», подчеркнув, что к ним относятся отрасли, где доля творческого индивидуального труда превышает 50%. Руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин заметил, что «креативные индустрии долго ассоциировались со сферой культуры, в то время как сегодня это динамично развивающийся сектор экономики города». Так, в список индустрий, представленных на «Неделе» вошли: дизайн, кино, новые медиа, искусство, компьютерная графика, IT, разработка компьютерных игр, мода, издательское дело и журналистика, музыка и саунд-дизайн, телевидение, архитектура и урбанистика, маркетинг и коммуникации, образование. Лекции и дискуссии сопровождала культурная программа, хедлайнером которой выступил Теодор Курентзис со своим хором и оркестром Musicaeterna, также прошел концерт композитора и пианиста Кирилла Рихтера.
В мероприятиях первой «Российской креативной недели» приняли участие более 700 спикеров. Так как она, скорее всего, станет событием ежегодным — уверенность в этом выразил первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко, то в 2021 году цифра индустрий, отнесенных к креативным, и самих участников увеличится. «Главное, чем отличаются россияне,— творчеством, непредсказуемостью, смекалкой, а все это относится и к креативным индустриям. Это дает нам хорошие конкурентные преимущества. Теперь под это нужно сформировать экосистему»,— отметил он на пленарном заседании дискуссионной платформы Creative Business Forum, которое модерировал Владимир Познер.
«Коммерсантъ Стиль» рассказывает о том, какие темы были затронуты на дискуссиях направления «Мода»:
Несмотря на то что заданная повестка гласила, что для моды на сегодняшний день актуально выживание, именно то, как индустрия, которой прогнозируют общее снижение доходов в 27–30%, собирается выживать, почти не обсуждалось. Видимо, все участники настолько были рады видеть друг друга вживую после месяцев заточения во время карантина, что разрушительные для фэшн-индустрии последствия распространения COVID-19 почти ушли на десятый план.
Soft skills и дополнительное образование
В центре всех креативных индустрий находится человек, а значит, без «гибких навыков» обойтись не удастся. Коммуникация со своим клиентом сегодня особенно важна для фэшн-индустрии. В период локдауна выиграли те бренды и дизайнеры, которые оставались на связи, несмотря на закрытие физических магазинов, и вели прямые эфиры в социальных сетях. Сегодня без клиентоориентированности не взлетит ни один бренд, как способности быстро принимать решения в условиях постоянно меняющегося мира — VUCA (то есть мира нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity)).
Образование должно стать непрерывным процессом. Советник председателя правления фонда «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности Максим Прокш отметил, что «благодаря серьезному подходу к дополнительному образованию в разных форматах технологические предприниматели научились находить менторов, бизнес-ангелов, использовать в своих интересах разнообразные инструменты акселерации — то же самое должно случиться и с модой».
Инновации
Сегодня технологии нужны не только исключительно в дизайнерских целях, важнее с их помощью предложить клиенту принципиально новые идеи. Например, используя инновационное сырье. «Что если ваше пальто будет весить всего 600 граммов, а сочетание нейлона и парафиновой нити даст возможность не перегреваться в помещении, и не охлаждаться на улице?» — задавалась вопросом Татьяна Герекли, основатель бренда одежды Camille Cassard, в ходе круглого стола «Развитие инновационных проектов в сфере креативных индустрий. SUSTAINABLE FASHION (Осознанная мода)». Она также упомянула о разработке американских ученых Марека Урбана и Бисваджита Гхоша, которые создали эластичный материал на основе синтетического полиуретана с добавлением хитозана и оксетана. Благодаря их способности регенерироваться под действием ультрафиолетовых лучей эту ткань прозвали самовосстанавливающейся. Если случилось мелкое повреждение, достаточно поднести такую одежду к лампе — и ткань восстановится.
Направление «умная одежда» предполагает использование тканей с датчиками, контролирующими пульс, артериальное давление или состояние конкретных органов. Например, с помощью таких предметов гардероба можно будет следить за правильной осанкой у школьников, если внедрить эти инновации в школьную форму.