Время облагать банки: новые налоги не обойдут валютных спекулянтов
Обсуждение новых «противопандемических» налогов, происходящее в правительстве, может привести к тому, что финансово-посредническим и банковским структурам, до сих пор уходившим от кризисных ударов, придётся ощутить потяжелевшее налоговое бремя.
«Действительно возможности банковской системы имеют хороший потенциал, чтобы помочь экономике, бюджету, — прокомментировал EADaily эти перспективы доцент кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета кандидат экономических наук Аяз Алиев — Ранее банковская система противилась пополнить госбюджет, но ситуация вынуждает активно участвовать каждую отрасль и сектор».
Как прогнозирует экономист, сейчас сектор финансовых и банковских услуг обяжут платить за такие скрытые доходы как например за залоговую недвижимость, за доходы со сдаваемой в аренду недвижимость и долгосрочные активы, предназначенные для продажи.
«В правительстве подсчитывают потери бюджета и ВВП от многомесячной вынужденной блокировки экономики и размышляют над тем, как поддержать сограждан во время второй волны, — отмечает телеграмм-канал „Незыгарь“. — А в банках, микрофинансовых организациях, многочисленны брокерских конторах, оперирующих на Московской бирже (ММВБ), озадачены, как с максимальной выгодой разместить прибыль, полученную в коронавирусный локаут».
Объём торгов на ММВБ перекрывает показатели самых благополучных месяцев. К примеру, в «урожайном» ноябре 2019 года общий объём операций на денежном и валютном рынке составил соответственно 29,5 и 22,3 триллиона рублей, то в разгар пандемии, в апреле 2020 года — 40,7 и 29,1 триллиона. А в сентябре, когда восстановление экономики замедлилось под влиянием начавшейся второй волны инфекции, показатели по-прежнему радуют многочисленных валютных спекулянтов: 39 и 30 триллионов рублей.
«Также в параллельном реальной экономике пространстве функционирует и банковская сфера, исключая, правда, многочисленные мелкие и средние региональные банки, лишенные доступа к спекулятивным биржевым операциям и выводу капитала за рубеж», — уточняет телеграмм-канал.
По данным источника, в первом провальном для экономики полугодии 2020 года банковский сектор получил 630 миллиардов рублей прибыли против 560 миллиардов рублей в 2019. Более того, в августе чистая прибыль увеличилась до 172 миллиардов рублей.
«Экстраполировав этот результат на год, можно прикинуть ожидаемый профит — около двух триллионов рублей, на 700 миллиардов больше, чем в 2019», — считает «Незыгарь».
По примеру стран, где биржевые спекулятивные операции облагаются налогом, российские экономисты предлагали ввести 0,1 процента такого налога с оборота торгов ММВБ. Это могло бы «мгновенно и безболезненно для подавляющего большинства россиян» принести 600−700 миллиардов рублей в год.
«Однако такой способ пополнить госбюджет встречают отчаянное сопротивление либерального лобби», — отмечает «Незыгарь».
Как заявил зампред Банка России Алексей Заботкин, выступая на экспертном совете по денежно-кредитной политике и правовому регулированию финансового рынка в Госдуме, разговор о нестандартных мерах денежно-кредитной политики является преждевременным, пока не исчерпано пространство по изменению ключевой ставки.
«Разговор про нестандартные меры денежно-кредитной политики — он точно преждевременен, особенно учитывая то, что у нас не исчерпано пространство для стандартной денежно-кредитной политики, которая основана на управлении ключевой ставкой и через нее — ставками денежного рынка, а через ставку денежного рынка — всей структурой процентных ставок в экономике», — констатировал Заботкин.
Следует отметить, что набор чрезвычайных мер — приложение к правительственному Плану преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции в качестве одного из возможных антикризисных вариантов содержит пакет законопроектов. Они вводят налоги на биржевые операции больших объёмов, а также предусматривают совершенствование банковского законодательства в части налогообложения прибыли.
Подобные меры окажутся ощутимы для всего рынка. Как предупреждает Аяз Алиев, в целом рост нагрузки на данного рода структуры приведет к росту комиссии, к росту процентов за пользование ресурсами банков.
«А так как экономика и бизнес сильно зависимы от банковской и финансовой системы, то это означает и рост нагрузки на бизнес», — уточняет экономист, указывая на то, что это может принести дополнительные сложности в процессе восстановления экономической активности.