Вашингтонские шахматы президента Вучича
С момента подписания соглашения о нормализации экономических отношений Белграда и Приштины в Белом доме прошел без малого месяц, но в сербском обществе продолжают муссировать вопрос целесообразности этого документа для Сербии. Вместе с тем, разбор действий президента Александра Вучича (который, к слову, привлек в страну инвестиции на сумму $ 4 млрд) выходит за пределы балканских СМИ и проникает на российские порталы, так как вашингтонское соглашение, по мнению некоторых критиков, якобы бьет и по интересам Сербии, и по отношениям Белграда с Москвой. Так ли это на самом деле?
К соглашению от 4 сентября 2020 года у противников Вучича несколько претензий. Первая состоит в том, что Сербия подписала пункт, согласно которому Белград приостанавливает лоббирование отзывов признаний независимости Косово. Тем самым он якобы наносит удар по усилиям России и Китая — своих союзников, отстаивающих суверенитет Сербии. Но критики сербского лидера «забывают» упомянуть, что взамен страна получила гарантированную американцами «заморозку» попыток Приштины стать членом международных организаций. Кроме того, нужно принять во внимание уже достигнутые дипломатические успехи Сербии: ранее ее МИД провел активную работу, и по состоянию на март этого года из 193 членов ООН Косово признавали 92 страны, не признавали — 96 (5 стран не определились). Во-вторых, стоит учесть текущий расклад на внешнеполитической арене: Приштина теряет лояльность западных кураторов, которые, мягко говоря, не препятствуют инициированию судебных процессов в отношении косовских экс-боевиков, ушедших в политику.
В свете этого Александр Вучич, очевидно, решил переложить задачу по сдерживанию амбиций незрелого псевдогосударства с плеч России и Китая на плечи главных кураторов «проекта Косово», ведь Приштина без отмашки Вашингтона не решится на подачу заявки в Интерпол или ЮНЕСКО.
Вместе с тем консультации Белграда и Москвы по косовскому вопросу как продолжались, так и продолжаются.
«В контексте сверки часов по проблеме Косово подчеркнута неизменность позиции России в пользу поиска прочного и долговременного урегулирования на основе резолюции СБ ООН 1244», — сообщили в МИД РФ по итогам встречи президентов Сербии, США и представителей Косово в Белом доме.
Привлечение в Сербию американских инвестиций в Кремле также восприняли спокойно. Официальная Москва не раз заявляла, что не вмешивается во внутренние дела балканского государства.
Другим моментом, вызвавшим бурную реакцию сербских оппозиционеров, стало согласие с пунктом, касающимся диверсификации источников энергоснабжения. Однако в договоре не сказано, что Сербия должна целиком и полностью отказаться от российского газа! Александр Вучич прямо заявил, что в Белом доме он «защищал отношения с Россией и отказался подписать соглашение с пунктом о покупке более дорогого сжиженного газа, что было в первоначальном документе».
Вместе с тем диверсификация позволит Сербии застраховаться от повторения истории с не реализованным по вине Болгарии «Южным потоком» или от зависимости от других транзитеров (в 2009 году из-за российско-украинских споров о цене на газ были временно приостановлены поставки голубого топлива в Сербию через территорию Украины).
Еще одним поводом для обвинения Александра Вучича оказалось привлечение в страну американских инвестиций и открытие в Белграде офиса американской Международной корпорации финансового развития (DFC). В оппозиции настаивают на том, что кредиты, предоставленные DFC на строительство дорог, возвращать придется гражданам Сербии, а строительные подряды достанутся американским фирмам. Но с российскими и китайскими кредитами и подрядами так же ситуация, — и ведь всех она устраивает при условии, что инфраструктура страны действительно будет развиваться.
Откликнувшись на призыв Дональда Трампа, Александр Вучич ввязался в сложную игру, в которой его признают достойным игроком. Очевидно, что вступить в нее сербского лидера пригласили не просто так. Администрация республиканца Трампа в своей предвыборной компании делает ставку на сербов, и сербская диаспора в США уже заявила о намерении оказать ему поддержку. Несложно догадаться, что взамен Белград может получить определенные плюсы, больно бьющие по амбициям и ожиданиям Приштины.
От американских демократов подобного невозможно было бы ожидать ни при каких обстоятельствах. В косовском вопросе команда Дональда Трампа продемонстрировала, что при желании может быть объективной, решительной и в чем-то справедливой, когда речь заходит о моментах, спорных для сербов и албанцев.
Взять, к примеру, разочарование косовской делегации в вопросе водохранилища Газиводе, полный контроль над которым Приштина так и не получила, хотя рассчитывала на это. Или американские гарантии безопасности и неприкосновенности охраняемых зон вокруг сербских объектов культурного наследия. Строительные работы в районе монастыря Високи Дечани после подписания соглашения в Вашингтоне полностью прекратились, причем без последующих препирательств албанской стороны.
В какой мере вашингтонское соглашение стало стратегически верным решением, дающим Белграду шанс усилить свои позиции в регионе, сербской публике еще представится возможность оценить. На данный момент очевидно одно: Александру Вучичу удалось получить в данной ситуации максимум, в то время как бездействие привело бы к поражению. Кроме того, взяв на себя ответственность за исход борьбы, он сделал решительный шаг, на который с момента одностороннего провозглашения независимости Косово в 2008 году не решился никто из его предшественников.
Анатолий Лыков