Центробежные тенденции в ДУМ России набирают обороты: мнение
Кризис, который переживает сейчас Духовное управление мусульман РФ, созданное в 2014 году Равилем Гайнутдином, всё больше углубляется. 2020 год для этой централизованной мусульманской организации выдался явно неудачным. Мало того, что ее головной вуз — Московский исламский институт лишился аккредитации и лицензии на ведение образовательной деятельности, из-за чего выпускникам этого года пришлось просить выдать вместо дипломов МИИ дипломы РИИ в Казани и ДГИ в Махачкале, (люди поступали в московский вуз, а получат дипломы казанского или махачкалинского), так тут еще само ДУМ РФ рушится на глазах.
Оглушительный скандал с объявлением независимости ДУМ Ивановской области и выходом из-под юрисдикции ДУМ РФ, не утихающий до сих пор, можно считать только началом серьезных потрясений для московского шейха.
Поддавшись влиянию своего первого заместителя Дамира Мухетдинова, переехавшего из Нижнего Новгорода в Москву в 2010 году, Гайнутдин в начале 2010-х годов понял, что существующая организационная структура Совета муфтиев России не позволяет ему избежать расколов. Действительно, в 1996 году, при создании СМР, многим региональным муфтиятам, покинувшим ряды Центрального духовного правления мусульман во главе с Талгатом Таджутдином, организация Гайнутдина казалась гораздо более привлекательной. СМР образца 1996 года был ассоциацией, где все равны, а Гайнутдин лишь «первый среди равных».
Это отличие от унитарного по форме ЦДУМ подкреплял институт сопредседателей СМР: тогдашний муфтий Башкирии Нурмухаммед Нигматуллин (1946−2019), муфтий ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов, муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов и муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов были равными муфтию ДУМ Европейской части России Равилю Гайнутдину. Последний не мог лезть во внутренние дела региональных муфтиев, и сохранение своей автономии устраивало всех членов СМР. Однако в 2011 году из юрисдикции Гайнутдина неожиданно для него вышло ДУМ Республики Татарстан, в которое входило 1,5 тыс. мечетей. Это сильно потрясло его, потому что по числу подчиняющихся ему мечетей Гайнутдин сразу переместился на четвертое место после Координационного центра мусульман Северного Кавказа, ДУМ РТ и ЦДУМ.
Это заставило Гайнутдина задуматься, как сделать так, чтобы впредь подобное не повторилось. Мухетдинов предложил своему шефу создать новый муфтият на основе ДУМЕР, туда перевести все муфтияты, которые входят в СМР, и навсегда покончить с автономностью муфтиятов. Так в 2014 году появился ДУМ РФ. Спустя три года, в 2017 году, состоялся пятый и пока последний съезд СМР, на котором был ликвидирован институт сопредседателей, и Аширов, Нигматуллин, Бибарсов и Гацалов превратились в рядовых членов президиума СМР. Далее Гайнутдин стал требовать от региональных муфтиятов перерегистрироваться в составе ДУМ РФ, меняя свои прежние уставы на типовые, спущенные из аппарата Гайнутдина. По ним региональные духовные управления мусульман теряли выборность своих председателей, то же самое распространялось на имамов мечетей: теперь они назначались Гайнутдином и могли по его желанию быть сняты.
Более того, недвижимость муфтиятов переводилась в собственность ДУМ РФ, а председатели муфтиятов отныне должны были именоваться не муфтиями, а мухтасибами: муфтий в ДУМ РФ должен был быть только один — сам Гайнутдин. Последнее особенно задевало региональных муфтиев: такого унитаризма нет даже в ЦДУМ, которое так долго и охотно критиковалось функционерами СМР за жесткую вертикаль власти. Как-никак глава ЦДУМ Талгат Таджутдин сохраняет за председателями региональных ДУМ право именоваться муфтиями.
Нетрудно догадаться, что против такой политики московского шейха стали возмущаться муфтии Мордовии, Пензенской, Ульяновской, Ивановской и Саратовской областей, Башкирии. Многие из них, все взвесив, начали задумываться над тем, чтобы уйти в самостоятельное плавание. Тем более, что пример ДУМ Татарстана был особенно ярким: ни муфтий Илдус Фаизов, ни сменивший его на посту казанского муфтия Камиль Самигуллин ничего не потеряли от того, что ушли из-под юрисдикции Гайнутдина. Первым, кто такой сделал выбор, оказался муфтий Ивановской области Фярит Ляпин, вполне резонно рассудив, что ему проще и удобнее руководить независимым муфтиятом, чем быть в составе ДУМ РФ на правах отделения. Он честно сказал, что Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, созданный в 2007 году при поддержке Администрации президента РФ для внебюджетного финансирования, выделяет Гайнутдину денежные средства для поддержки всех входящих в его юрисдикцию, однако до регионов они не доходят. Так проще быть полностью независимыми, чтобы напрямую обращаться за финансированием своей уставной деятельности в этот Фонд. К тому же требование передавать свою недвижимость региональным ДУМ в собственность московского муфтията выглядит еще более нелепо.
На Ляпина со стороны ДУМ РФ обрушился такой поток обвинений и даже оскорблений, что многие поразились поведению окружения Гайнутдина. Нелепые угрозы организовать некий «духовный суд» над 73-летним Ляпиным обернулись пшиком. Никто из региональных муфтиев команду Гайнутдина не поддержал. Более того, некоторые муфтии, входящие в СМР, открыто выступили в поддержку Ляпина: это и глава ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов, и муфтий ДУМ Мордовии Илдуз Исхаков. Они даже приехали в Иваново к Ляпину и выступили со словами солидарности на организованном им совещании.
Кстати, те имамы, кто сейчас спешит отколоться от других централизованных религиозных организаций и перебежать под юрисдикцию Равиля Гайнутдина (такие тенденции в этом году появились в Чувашии и Марий Эл), должны помнить, что их ожидает полное подчинение: никакой автономии. И стоит проанализировать, а зачем это ивановский муфтий со своими пятью общинами (столько входит в состав ДУМ Ивановской области) предпочел уйти от Гайнутдина и объявить свою независимость.
Более того, о своей самостоятельности задумывается и новый муфтий ДУМ Башкирии Айнур Биргалин, который недавно посетил Казань, где встречался со своим коллегой — муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным, и тот наглядно продемонстрировал преимущество быть независимым муфтием. Если башкирский ДУМ уйдет из-под юрисдикции Гайнутдина, то ДУМ РФ лишится больше половины входящих в него мечетей. Если Биргалин объявит о независимости ДУМ Башкирии по типу ДУМ Татарстана, то у него мечетей будет больше, чем останется в подчинении Гайнутдина. Кстати, его тогда начнут приглашать на равных с остальными муфтиями на регулярные встречи президента России с мусульманским духовенством. И ситуацию явно не исправит то, что какие-нибудь мелкие региональные муфтияты наподобие Забайкальского с шестью общинами согласятся перейти в ДУМ РФ.
Равилю Гайнутдину следовало бы остановиться, поменять свою региональную политику, не давить на областных муфтиев, чтобы они от него не уходили в свободное плавание, почаще ездить в регионы, не скупясь, им щедро помогать, и, конечно, реже слушать своего первого заместителя Дамира Мухетдинова, который и так своим руководством угробил головной исламский вуз СМР, лишив его лицензии на образовательную деятельность. А тут еще из-за него московский шейх не сможет именоваться «духовным лидером российских мусульман». Ведь какой ты «духовный лидер», если от тебя бегут твои же подчиненные, а мечетей у тебя меньше, чем у некоторых региональных муфтиев?
Сейчас единственная надежда команды Гайнутдина — скорейшее принятие поправок в федеральный закон «О свободе совести и религиозных организациях», которые внесло правительство РФ в Госдуму. По нему вводится запрет на выход территориальных организаций из состава централизованных религиозных организаций. Рассмотрение поправок назначено на сентябрь этого года. Если их примут (а этого исключать нельзя), то тогда те из региональных муфтиятов в составе ДУМ РФ, кто еще не пошли по пути Ляпина, потом будут ему только завидовать.