Русская тема в ювелирном искусстве | Женские секреты

Русская тема в ювелирном искусстве

Для России с любовью

В американской экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» 1965 года есть один эпизод: главный герой приезжает в заледенелый дом своего имения Варыкино. Этот дом, похожий на русский терем, будто соткан из тонкого снежного кружева и украшен тысячами бриллиантов. Так представил сказочную имперскую Россию режиссер фильма Дэвид Лин, а для французских ювелиров конца XIX — начала XX века эта сказка была реальностью их работы. Поклонники ювелирного искусства и ценители роскоши из династии Романовых и других знатных семейств покровительствовали парижским ювелирным домам, во многом способствуя их успеху. А иностранные ювелиры в ответ вдохновлялись экзотичной для них русской культурой и перенимали техники русских мастеров. Русская тема до сих пор является важной частью истории ювелирного искусства и богатым источником вдохновения.

Boucheron

Boucheron стал первым иностранным ювелирным домом, открывшим свой салон в Москве в 1897 году. Его клиентами были император Александр III, великий князь Алексей Александрович, император Николай II, а также великий князь Владимир и его супруга великая княгиня Мария Павловна. Среди самых известных «русских» украшений дома были: золотое колье с изумрудами и бриллиантами «Перо павлина», созданное для великого князя Алексея Александровича, небольшая жемчужная «домашняя» тиара императрицы Александры Федоровны, которую ей подарил Николай II накануне свадьбы, а также колье из золотых нитей, повторяющее невесомую материю шелкового шарфа будущей жены великого князя Владимира. Девушка обронила шарф на балу, а великий князь, подняв его, влюбился навсегда и попросил Фредерика Бушерона увековечить этот момент. В 2017 году ювелирный дом выпустил коллекцию «Имперская зима», посвященную русской главе в своей истории. Несколько десятков украшений из золота, бриллиантов, горного хрусталя, сапфиров и изумрудов были вдохновлены зимними пейзажами, архитектурой и национальными костюмами России.

Chaumet

Драгоценности французского ювелирного дома Chaumet покупали члены императорской семьи и представители известных аристократических семейств: Орловы, Юсуповы, Долгорукие, Голицыны и другие. Самым ярким клиентом дома Chaumet был князь Феликс Юсупов. Перед свадьбой с великой княгиней Ириной Романовой он заказал у Chaumet целый набор ювелирных украшений, среди которых была легендарная тиара «Солнце». В 2018 году у бренда вышла коллекция «Имперские прогулки», посвященная русскому наследию дома и вдохновленная сибирской природой, старинными наличниками и морозными узорами на окнах крестьянских изб, а также традиционными русскими головными уборами — кокошниками.

Cartier

Законодателем моды на ювелирные кокошники в начале ХХ века был другой ювелирный дом — Cartier, любимый русскими аристократами. С тех пор как в 1908 году Cartier создал первую тиару-кокошник с круглыми бриллиантами и сапфирами для своей главной русской клиентки великой княгини Марии Павловны (именно она убедила Пьера Картье открыть филиал в Санкт-Петербурге), заказов на подобные украшения появлялось все больше. Еще одна известная тиара-кокошник была изготовлена Cartier для Ирины Юсуповой по заказу ее супруга. Эта тиара из платины, бриллиантов и горного хрусталя дополнила свадебный образ Ирины. Такие украшения в русском стиле стали популярными в Европе в начале ХХ века во многом благодаря «Русским сезонам» Дягилева и русской эмиграции. Сегодня Cartier продолжает историю тесных взаимоотношений с Россией: проводит выставки в лучших музеях страны, поддерживает русский балет и периодически выпускает украшения, вдохновленные Россией. Так, в 2015 году Cartier создали браслет Romanoff, в котором был использован сапфир императрицы Марии Федоровны.

Chanel

Русская глава есть и в истории дома Chanel. В начале XX века, когда Габриэль Шанель развивала свой бизнес и была на пике популярности, у нее еще не было постоянной ювелирной линии. Благодаря своему возлюбленному великому князю Дмитрию Павловичу, двоюродному брату Николая II, Шанель познакомилась с Дягилевым, Стравинским, артистами балета и страстно полюбила русскую культуру. Это увлечение оказало большое влияние на ее творчество: в своих коллекциях Шанель стала использовать элементы русского традиционного костюма. Важными были и ее отношения с великой княгиней Марией Павловной, сестрой Дмитрия Павловича, чей дом вышивки «Китмир» сотрудничал с домом Шанель. Эта связь Габриэль Шанель с Россией и ее любовь к русской культуре воплотились в современной коллекции высокого ювелирного искусства Le Paris Russe de Chanel, которая была представлена в 2019 году в Москве. Украшения в этой коллекции посвящены двум большим темам: русскому фольклору и имперскому наследию. Среди них есть драгоценности, похожие на военные регалии, двуглавые орлы, украшения с разноцветными камнями, напоминающие расшитые сарафаны, и, конечно, кокошник.

Мария Севостьянова

Источник