Власти Белоруссии испортили паспорта высланных российских журналистов
Остановить прослушивание
Depositphotos
Паспорта российских журналистов, задержанных в Белоруссии, теперь недействительны на территории РФ, поскольку в них стоят не предусмотренные российским законодательством отметки. Речь идет о штампах о запрете на въезд в Белоруссию на пять лет. Ранее сообщалось о жестком задержании на белорусских протестах российских журналистов, которые теперь находятся в России.
«Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», сообщили РИА «Новости» в МВД России.
«Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим положением, является недействительным», — пояснили в ведомстве.
При этом в министерстве напомнили, что вина владельца паспорта в случившемся отсутствует, поэтому административную ответственность за это журналисты не понесут.
В ходе протестов в Белоруссии силовики задержали ряд российских журналистов, в том числе фотокорреспондента МИА «Россия сегодня» Илью Питалева, журналиста Znak.com Никиту Телиженко, бывшего редактора «Газеты.Ru», а ныне журналиста Meduza Максима Солопова, корреспондентов Daily Storm Антона Старкова и Дмитрия Ласенко.
Старкова и Солопова задержали в Минске в ночь на 10 августа. По словам Старкова, они познакомились за пять минут до их задержания. «Мы убегали от ОМОНа и слезоточивого газа и забежали в тупик, где был забор. Я подсадил Максима, чтобы он перелез через забор. Он по плану потом должен был помочь перелезть мне. Но в тот момент, когда Максим [перелез], с его стороны забора, из подворотни вышел большой отряд ОМОНа, сразу на него накинулся», — цитировало журналиста издание Meduza.
Как рассказал Старков, Солопов успел встать на колени, поднять руки вверх и сообщить, что он журналист, но его все равно повалили и стали бить. По его словам, он успел снять это на видео.
«[Какие у него травмы], я не успел понять, потому что буквально через считанные секунды ОМОН появился с нашей стороны забора, и нас тоже стали избивать», — сообщил журналист.
После освобождения у Солопова выявили легкую черепно-мозговую травму. 12 августа он вернулся в Россию.
Жесткое задержание пережил и основатель проекта WarGonzo Семен Пегов. Соответствующее видеозапись опубликовали в Telegram-канале издания Baza.
Позже Пегов рассказал, что в определенный момент он потерял сознание. По его словам, сотрудники правоохранительных органов в автозаке вели себя «крайне достойно», «нашли точки соприкосновения».
«Я был с GoPro, записывал стендап. Я, честно говоря, не готов утверждать на 100%, с какой стороны прилетело, потому что я находился между ОМОНом и между протестующими… Мы знаем, что руководство МВД Белоруссии на самом деле приняло непосредственное (участие) в том, чтобы нас как можно быстрее освободить», — рассказал Пегов в эфире «Соловьев LIVE». Он уточнил, что российское посольство тоже делало для этого все возможное.
Кроме того, на фоне белорусских протестов задержаны были российские журналисты Артем Важенков и Игорь Рогов. Следственный комитет Белоруссии заподозрил их в причастности к беспорядкам в Минске. Представителей СМИ задержали 11 августа около двух ночи в районе торгового центра «Рига».
15 августа Важенкова отпустили под обязательство о явке, рассказал его адвокат Антон Гашинский.
Защитник журналиста уточнил, что передвижение Важенкова не ограничено, «он может находиться хоть в Австралии». «Но он сразу же должен будет явиться по требованию органа, ведущего уголовный процесс», — пояснил Гашинский.
Как сообщили ТАСС в российской дипмиссии, белорусский СК учел ноту посольства РФ в республике и после проведения необходимых следственных действий принял решение «о неприменении меры пресечения (в виде заключения под стражу) в отношении российского гражданина Артема Важенкова».
24 августа РБК со ссылкой на представителя посольства России в Минске сообщило, что в Белоруссии отпустили всех россиян, которые были задержаны в ходе акций протеста. Дипломат уточнил, что последнего задержанного россиянина отпустили днем ранее, и он уже успел вернуться на родину.