В Белоруссии происходит церемониал прощания с Лукашенко — эксперт
Опасения, что любой следующий белорусский лидер после Александра Лукашенко будет антироссийским, являются безосновательными, поскольку Лукашенко уже был антироссийским президентом, заявил корреспонденту EADaily политолог Дмитрий Болкунец.
«Ситуация в Белоруссии тревожная, но все это прогнозировалось. Я некоторое время назад говорил в интервью вашему агентству, что наступает закат эпохи Лукашенко. Сейчас мы наблюдаем финал. Он находится в ярости и в панике, позволяет применять против своего народа оружие, открывать огонь по мирным людям, избивать демонстрантов, люди озлоблены на него. То, что мы видим уже длительный период на улицах белорусских городов, является последствием политики Лукашенко. Очевидно, что результат ЦИК не был принят белорусским обществом, Лукашенко утратил легитимность в глазах белорусских граждан. Нынешняя протестная активность для Белоруссии беспрецедентна по своим масштабам. Никогда в истории страны такого не было, и никто не знает, как это может закончиться», — сказал Дмитрий Болкунец.
Лукашенко, по его словам, больше не является тем человеком, который может сплотить и объединить нацию, а удерживать длительное время власть при помощи штыков и дубинок не получится.
Протесты, как отметил Болкунец, имеют не только политическую, но и социально-экономическую подоплеку.
«Сложившая в РБ политическая система привела республику к глубочайшему экономическому и политическому кризису. За текущим политическим кризисом в сентябре последует экономический кризис, связанный с девальвацией рубля, потому что люди идут в банки, снимают деньги и покупают валюту, а предприятия не работают. Все это создает нагрузку на экономику страны. Если бы у этих протестов не было экономического базиса (низкие доходы, не работающие предприятия), то не было бы и самих протестов. Но мы наблюдаем реальные народные бунты, остановить которые невозможно. Выходят совершенно разные люди, и учителя, и медики, и рабочие. Даже госслужащие покидают в знак протеста свои рабочие места. Страна прощается с Лукашенко, происходит целый церемониал, напоминающий события бархатных революций конца 80- х годов прошлого века. И в том, что Лукашенко таким образом рискует потерять власть, виноват он сам. Жириновский был прав, когда советовал ему не идти на выборы, но Лукашенко не послушал мудрого российского политика», — заявил Болкунец.
Он пояснил, что хоть бархатные революции и приводили к власти антироссийские режимы, в случае с Белоруссией этого опасаться не приходится.
«Существует озабоченность, что любой следующий президент будет антироссийским, но Лукашенко сам был антироссийским политиком. Он никогда и не был пророссийским политиком. Особенно в последние годы он сильно деградировал в этом направлении, постоянно устраивая какие-то провокации, то есть человек был неоднозначным. Конечно, есть достижения в рамках построения Союзного государства и Евразийского союза, но любой последующий политик или коалиция руководителей будет заинтересован в сохранении российско-белорусских отношений. Не надо опасаться того, что с уходом Лукашенко все будет разрушено», — полагает Болкунец.
Россия, по его мнению, не станет активно вмешиваться в происходящее.
«Россия и так уже поддержала Лукашенко, признав данные ЦИК. Но Россия по другому поступить не могла. Однако если он уйдет, Россия признает нового руководителя. Она оставила эту историю на откуп белорусским гражданам, в отличие от стран Запада. Думаю, это интересный феномен. То, что сейчас происходит, можно назвать историческими событиями. Этот август войдет в историю как август Белоруссии», — убежден эксперт.
Как сообщало EADaily, после выборов 9 августа в Белоруссии начались массовые выступления и забастовки на предприятиях. Протестующие были недовольны результатами голосования, согласно которым более 80% белорусов проголосовало за действующего президента Александра Лукашенко. Уличную активность пытались задавить разгонами и задержаниями протестующих. Однако выступления продолжаются до сих пор, и пока что рано говорить о том, что прлблема нашла урегулирование.