Прагматизм против харизмы: социал-демократы Германии выдвинули Олафа Шольца
В Германии началась избирательная кампания. Первыми кандидата на освобождающийся в сентябре 2021 года пост главы федерального правительства ФРГ выдвинули немецкие социал-демократы.
Социал-демократическая партия Германии (SPD) удивила немцев, не только тем, что выдвинула кандидатом на пост федерального канцлера действующего министра финансов ФРГ и вице-канцлера Олафа Шольца. Социал-демократы удивили политологов, назвав своего кандидата как минимум за год до общенациональных парламентских выборов. Точная дата выборов в бундестаг еще даже неизвестна. Известно только, что согласно Конституции ФРГ они должны состояться между 25 августа и 24 октября 2021 года. Это будут, кстати, первые после Второй мировой войны выборы, в которых не будет участвовать действующий канцлер.
Шольц + автомат = шольцомат
Назвать Олафа Шольца харизматичным политиком, пожалуй, нельзя, но во время кризиса прагматизм бьет харимзу. В 2003 году еженедельная газета Die Zeit назвала его «шольцоматом», прибавив к фамилии слово автомат, чтобы подчеркнуть любовь тогдашнего генсека SPD к технократическому жаргону.
Олафу Шольцу 62 года. Он закончил юридический факультет Гамбургского университета по специальности «Трудовое право» и имеет опыт практической работы по специальности. Благодаря адвокатской практике Олаф неплохо разбирается в экономике и финансах.
Шольц — очень опытный политик. Он был дважды мэром Гамбурга, второго города в Германии (2011−2018), возглавлял молодежную организацию SPD — Союз молодых социалистов и социалисток SPD «Юзос», занимал пост генерального секретаря социал-демократов (2002−2004) и руководил федеральным министерством труда и социальных вопросов в первом кабинете Меркель (2007−2009). Министерство финансов ФРГ Шольц возглавляет с 14 марта 2018 года. В этот же день он стал и вице-канцлером. Когда Ангела Меркель в конце марта в качестве предупредительной меры отправилась в самоизоляцию, Шольц некоторое время как ее заместитель руководил заседаниями правительства, которые обычно проходят по средам. Так что формально опыт руководства кабинетом у него есть.
В SPD Олаф Шольц вступил 18-летним юношей в 1975 году. В годы руководства молодыми социалистами и социалистками он придерживался радикальных левых взглядов, но с тех пор утекло много воды. Олаф «поправел» и уже много лет является представителем консервативного крыла социал-демократов.
Несмотря на проигрыш в прошлом году выборов лидера SPD Олаф Шольц считается самым популярным в Германии социал-демократом. По популярности он уступает в стране только Ангеле Меркель, которая в конце своей политической карьеры переживает вторую молодость. Рейтинг Меркель сейчас достигает 70%, но несмотря на это и похвалы в своевременной и правильной реакции на пандемию новой коронавирусной инфекции оставаться в политике после выборов в следующем году она не намерена.
Главный вопрос, который занимает сейчас немецких политологов: есть ли у Олафа Шольца шансы на победу и, если есть, то какие?
«За» Шольца его деятельность на посту руководителя финансового ведомства ФРГ. Особенно большую похвалу он заслужил за действительно оперативную и эффективную реакцию на коронавирус, которая позволила миллионам немцев получать правительственную помощь во время карантина и вынужденного сидения дома.
«Эта базука необходима для того, чтобы сделать дело, — не так давно заявил Олаф Шольц. — Мы выложим все наше оружие на стол и покажем, что мы достаточно сильны и сумеем преодолеть любой экономический вызов».
В тактическом смысле выдвижение Шольца кандидатом вполне оправдано и логично. Даже несмотря на то, что оно означает отклонение от недавно взятого по настоянию большинства рядовых социал-демократов курса на возврат к левым традициям и ценностям, частично утраченным за годы работы в качестве младшего партнера консервативных христианских демократов в правящей коалиции.
Можно предположить, что избрание Олафа Шольца федеральным канцлером ФРГ будет положительно встречено в Париже. Напомним, он является одним из архитекторов 750-миллиардного Фонда восстановления европейской экономики, после долгих споров утвержденного на саммите Евросоюза 21 июля.
Мечты о генеральских погонах
«Я хочу победить!» — недвусмысленно объявил о своих планах широко улыбающийся Олаф Шольц после объявления его кандидатом на пост канцлера.
Конечно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, но шансы Шольца возглавить правительство первой экономики Европы не соответствуют его рейтингу среди немецких политиков.
Начать следует, наверное, с того, что обычно канцлером становится представитель победившей на выборах в бундестаг партии. SPD — одна из двух главных политических партий Германии послевоенного периода, но сейчас она как никогда слаба. Последний раз социал-демократы побеждали на парламентских выборах в 2002 году. Тогда канцлером был Герхард Шредер. Для того, чтобы победить сейчас, социал-демократам необходимо сотворить совсем не маленькое чудо. Конечно, чудеса в политике тоже возможны, но согласно последним опросам популярность SPD сейчас не дотягивает даже 15%. По этому показателю левоцентристы уступают не только своему извечному сопернику — Христианско-демократическому союзу (CDU), но и партии «Союз 90/Зеленые», которую чаще называют просто «Зеленые».
«Зеленые», кстати, впервые в своей истории будут участвовать в выборах федерального канцлера. Скорее всего, кандидатом от них станет кто-то из их молодых лидеров: Роберт Хабек или Анналена Баербок, однако очевидно, что у них нет даже теоретических шансов возглавить федеральное правительство.
Что касается христианских демократов, то они выберут своего кандидата на пост федерального канцлера не раньше декабря 2020 года, когда по традиции пройдет партийная конференция CDU. Кто им станет неизвестно. Известно только, что Ангела Меркель в пятый раз избираться канцлером не будет.
Аннегрет Крамп-Карренбауэр (АКК), протеже Меркель, которую она поначалу открыто готовила себе в преемницы, возглавляет сейчас в федеральном правительстве Министерство обороны. В феврале текущего года она однако покинула пост лидера CDU, наделав много промахов и ошибок, и едва ли будет участвовать в выборах кандидата пост канцлера.
Из наиболее вероятных претендентов можно назвать премьер-министра земли Северный Рейн-Вестфалия Армина Лашета, бизнесмена Фридриха Мерца и главу комитета бундестага по международным делам Норберта Рётгена, но ни один из них не имеет достаточного авторитета и популярности, чтобы считаться фаворитом.
Популярный же в народе премьер-министр земли Бавария Маркус Зёдер, который вполне мог бы возглавить правый электорат, уже не один месяц повторяет, что ему достаточно Баварии и что в канцлеры он не метит.
Батюшка Шольц после матушки Меркель?
Больше всего специалистов считают, что первое постмеркелевское правительство будет коалицией христианских демократов и «зеленых». Если бы выборы состоялись сейчас, то согласно опросам две наиболее популярные в ФРГ партии легко бы набрали на двоих абсолютное большинство. Им даже не понадобились бы «свободные демократы», неожиданный уход которых с переговоров о создании правящей коалиции в 2017 году заставил Ангелу Меркель пойти на четвертую Большую коалицию с социал-демократами.
Если говорить о SPD, то для них наиболее логично смотрится «красно-красно-зеленая» коалиция, но даже в случае создания такой коалиции из SPD, радикальной Левой партии и Зеленых, у нее будет лишь порядка 40% мест в бундестаге. Это значит, что социал-демократам понадобится еще переманить на свою сторону придерживающихся центристских взглядов избирателей из других партий. Именно для этого, похоже, руководство социал-демократов, кстати, не скрывающее негативного отношения к Шольцу, и решило вопреки мнению и желаниям большинства однопартийцев выдвинуть на пост канцлера именно его.
Про Олафа Шольца в Германии можно услышать, что он больше остальных немецких политиков похож на Ангелу Меркель, если, конечно, представить ее мужчиной. Кстати, Шольца за схожесть с Меркель немцы нередко называют «батюшка» по аналогии с ее прозвищем — «матушка».
Поскольку немцам импонирует спокойная матушка Меркель, то они должны неплохо относиться и к такому же спокойному, выдержанному и немногословному Олафу Шольцу. В этом, с одной стороны, его сила, а с другой, это слабость. И хотя слабость только в собственной партии, но преуменьшать силу левого крыла Социал-демократической партии Германии не стоит.
В молодости тяготевший к левому крылу Шольц потерял популярность у левых социал-демократов еще полтора десятилетия назад, когда проводил программу реформ на рынке труда и в социальной сфере. Автором этой Программы 2010» был шеф Олафа по партии, канцлер Герхард Шредер.
Несмотря на то, что экономисты считают реформы начала века главной причиной возрождения экономики Германии, рядовые члены SPD уверены, что реформы Шредера, которые проводил в жизнь Олаф Шольц, были ошибкой и привели к застою в социальной сфере.
Позднее Шольц рассказывал, что ощущал себя «офицером, который обязан выполнить приказ» командира и который должен забыть об эмоциях и доказать преданность лидеру партии — Шредеру и самой партии.
«Я пытался спасти не себя, а мою партию», — объяснял он.
Программа 2010 дорого обошлась Олафу Шольцу. Ему пришлось потратить уйму времени и сил, чтобы избавиться от прилипшего к нему с тех пор имиджа бюрократа и зануды.
Кстати, поддержку «левым» руководством социал-демократов кандидатуры человека, которого они считают ответственным за большую часть несчастий и бед, свалившихся на SPD в последнее время, критики SPD считают доказательством ее «шизофренической» политики.
Многие социал-демократы винят Олафа Шольца и тоже не без оснований еще в одной причине партийных неудач последних лет — в союзе с христианскими демократами Меркель, который называют в ФРГ Большой коалицией. Шольц считается одним из главных сторонников и защитников этого «противоестественного», по мнению левого большинства рядовых членов SPD, альянса.
Левые социал-демократы не без оснований полагают, что союз с консерваторами Ангелы Меркель превратил их партию в жалкую пародию на прежнюю, «настоящую» Социал-демократическую партию Германии, которая неоднократно руководила страной. Они уверены, что SPD потеряла свое истинное лицо и перестала быть левоцентристской партией. Их критика союза с CDU особенно усилилась после того, как фрау Меркель решила привлечь левоцентристских избирателей и повела свою правоцентристскую партию пусть и не очень сильно влево. Заигрывание с левым электоратом, кстати, вызвало недовольство правого крыла христианских демократов.
На выборах лидера SPD в конце прошлого года после отставки Андреа Налес Олаф Шольц, выступавший в паре с экс-депутатом ландтага Бранденбурга Кларой Гайвиц, считался явным фаворитом, но неожиданно для всех и, в первую очередь, для себя проиграл почти 8% бывшему министру финансов земли Северный Рейн — Вестфалия Норберту Вальтер-Борьянсу и депутату бундестага от Баден-Вюртемберга Заскии Эскен. «Левое» руководство SPD несмотря на нескрываемое негативное отношение к союзу с CDU все же пообещало не разваливать правящую коалицию и доработать до следующих выборов.
Кстати, несмотря на кипящие в SPD страсти альянс консерваторов и левоцентристов пользуется у немецких избирателей популярностью. Большую коалицию поддерживает 64% немцев, участвовавших в недавнем опросе. Главное достоинство правящей коалиции в ее нынешнем составе, по их мнению, заключается в высоко ценимой немецкими избирателями стабильности и социальном консенсусе.
Разноцветье коалиций
Норберту Вальтер-Борьянсу и Заскии Эскен, скорее всего, не придется вновь кривить душой и идти против совести, заключая после выборов 2021 года соглашение о пятой Большой коалиции, если в них вновь победит CDU. Рейтинг социал-демократов в последние месяцы упал так низко, что возобновление привычного союза между CDU и SPD скорее всего сейчас невозможно.
После прошлых выборов рейтинг социал-демократов был почти в полтора раза выше нынешнего и составлял 20,5%. SPD с 14-процентным рейтингом сейчас на третьем месте и уступает не только христианским демократам, рейтинг которых составляет 38%, но и «зеленым», у которых он 18%.
Совсем иная картина была в начале 2017 года, когда SPD боролась за лидерство с CDU. Тогда у них был приблизительно одинаковый рейтинг на уровне 30%. Новый этап падения социал-демократов начался с очень неудачной избирательной кампании Мартина Шульца, собиравшегося бросить перчатку на предстоящих выборах канцлера Ангеле Меркель и вполне искренне надеявшемуся на победу. Кстати, кандидатура Шульца была выдвинута почти на полгода позже, чем кандидатура Шольца.
После провала Мартина Шульца в стане социал-демократов начались внутрипартийные «разборки». Ко всему этому прибавился и неожиданный взлет популярности «зеленых», которых большинство политологов сейчас считают доминирующей силой на левом фланге политического ландшафта Германии.
Между прочим, Олаф Шольц после выдвижения на пост канцлера пообещал поднять рейтинг Социал-демократической партии значительно выше 20%.
Один из лидеров SPD Заския Эскен привыкла говорить то, что думает. В минувшее воскресенье она заявила, выступая по телевидению, что при необходимости готова поддержать левую правящую коалицию с канцлером из «зеленых». Напомним, «зеленые» пока лишь один раз, в 1998 году участвовали в работе правящей федеральной коалиции, когда входили в нее в качестве младшего партнера социал-демократов.
Для получения большинства в бундестаге новой коалиции придется пригласить и Левую партию, преемницу восточногерманской компартии. По мнению Эскен, трехсторонняя коалиция с участием Левой партии вполне возможна и заслуживает самого пристального внимания. SPD имеет опыт работы с «левыми» в ряде земельных парламентов, включая Берлин, но бывшие коммунисты, рейтинг которых сейчас составляет порядка 8%, еще никогда не входили в правящую коалицию на федеральном уровне. Левая партия выступает не только против членства ФРГ в НАТО, но и против ее членства в Евросоюзе. Сам Шольц, кстати, выступающий за членство ФРГ в НАТО, считает, что перед заключением альянса «левым» придется согласиться с позицией SPD по объединенной Европе и взглядами социал-демократов на внешнюю политику.
Впрочем, идти на такие жертвы «левым» едва ли придется, потому что подобная «красно-красно-зеленая» коалиция возможна лишь в случае поражения CDU на выборах что представляется большинству экспертов и политологов маловероятным.
Главное — поспешить, но людей не насмешить
Раскрывая раньше остальных партий карты, руководство социал-демократов хочет, очевидно, подготовить немцев, которые за полтора десятилетия привыкли к Ангеле Меркель, что следующим правительством будет руководить Олаф Шольц. Очевидно, Заския Эскен и Норберт Вальтер-Борьянс рассчитывают, что ранее выдвижение даст немногословному и спокойному Шольцу время доказать избирателям, что лучшей замены Ангеле Меркель сейчас в Германии нет.
Между тем, многие политологи считают, что SPD сильно рискует. По крайней мере, недавний опыт говорит, что в этом деле лучше не торопиться. Два последних кандидата от социал-демократов на пост федерального канцлера: бывший министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк в 2013 году и экс-президент Европарламента Мартин Шульц в 2017 году тоже выдвигались задолго до выборов. И у обоих избирательная кампания довольно быстро выдыхалась. На обоих выборах некогда могучая партия потерпела сокрушительные поражения и до сих пор пребывает в состоянии разброда и смятения. Удастся ли вывести ее из этого состояния новому руководству и Олафу Шольцу — большой вопрос.